Среди абонентов сотовых сетей существует мнение — они считают, что в погоне за прибылью операторы только и делают, что ищут новые способы списания денег со счетов своих абонентов. Это так, но операторам приходится работать исключительно в правовом поле и в полном соответствии с российским законодательством. Это означает, что оператор не может по своей инициативе и без согласия абонента подключить ему ту или иную услугу.
Опасность также кроется в предустановленных приложениях и SIM-меню. Одно неверное нажатие, и оператор будет считать, что вы оформили подписку на платную услугу и начнёт списывать деньги, не оповещая вас об этом. Как правило, таким образом оформляются подписки на контентные услуги: гороскопы, прогнозы погоды, анекдоты и тому подобное.
Платные услуги могут подключать не только операторы, но и их партнёры, распространяющие цифровой контент. Согласие на подписку чаще всего замаскировано в информационных сообщениях или ссылках. Если вам пришло подозрительное SMS, лучше его проигнорировать, но сохранить (на случай возможного разбирательства с оператором).
Ещё одна категория платных услуг — услуги, которые в течение долгих лет были бесплатными, но недавно за них стали брать деньги. Самый очевидный пример — оповещение абонента о пропущенном входящем звонке. С лета 2016 года эта услуга стала платной у МТС, «Мегафона» и «Билайна», а также для части абонентов Tele2. Единственный крупный оператор, который не берёт за неё деньги, — Yota.
С недавних операторы также стали вписывать с абонентов деньги за интерконнект. Если вы звоните абоненту другого оператора, то тарифицирование начинается не после того, как он ответит вам, а через нескольких гудков. Ваш телефон даже не покажет, что начался разговор, а биллинговая система оператора зафиксирует, что связь была установлена и спишет деньги в соответствии с вашим тарифом (за несколько секунд или за минуту).
Перевод бесплатных услуг в категорию платных вполне законен. Даже если такая возможность не прописана в договоре, в документах всё равно содержится ссылка на условия обслуживания, которые публикуются на сайте оператора и могут меняться в любой момент.
От многих платных услуг можно отписаться. Как это сделать, читайте в нашей статье.