Сегодня, в рамках Петербургского международного экономического форума, Ростелеком представит бета-версию государственной сервисно-поисковой платформы «Спутник». Проект существует уже около трех лет, однако его активная разработка ведется с 2012 года. За это время в него вложено 20 миллионов долларов — такая сумма потребовалась на создание поисковика, который должен составить конкуренцию, а в чем-то даже превзойти, другие популярные платформы в России. Кстати, сделать это будет очень непросто. «Спутник» выходит на рынок поисковых услуг, где Яндекс, Google и Mail.ru ведут активную борьбу за пользователей, как следствие — доходы от рекламы. По данным LiveInternet, в апреле текущего года доля Яндекса на российском рынке поиска составляла 62 процента, Google - 27,6 процента, Mail.ru - 7,7 процента. Ростелекомовскму сервису придется начинать с нуля за счет активной рекламы, продвижения на государственном уровне и предложений уникальных функций пользователям. Кроме того, есть информация, что «Спутник» будет по умолчанию устанавливаться в органах власти и государственных компаниях. Впрочем, с другой стороны разработчики обещают, что поисковик не будет предусматривать фильтрацию неугодного контента, а для его продвижения будут использоваться исключительно рыночные методы. Как все это будет происходить в реальности, а также насколько быстро «Спутнику» удастся занять существенную долю рынка и выйти на окупаемость, покажет лишь время. А пока попробуем разобраться, что же предлагает нам новая платформа, открывшаяся сегодня для всех желающих.
Проблема, обозначенная создателями «Спутника» — появление огромного количества информации и полезных сервисов от различных организаций и государства, которые могут улучшить качество жизни человека, а также сложности с их поиском неопытному пользователю. В разделе «О проекте» можно прочитать тезисы о пользе новой платформы для людей:
— «Спутник» помогает сделать интернет безопаснее и полезнее, решать повседневные задачи, делает проще доступ к официальной информации или государственным службам и сервисам в Сети.
— «Спутник» будет полезен молодым семьям. Например, подскажет, как оформить льготы и избежать бумажной волокиты, поможет найти работу. «Спутник» можно сделать стартовой страницей на домашних устройствах — это поможет детям познавать мир, но оградит от неприличных материалов.
— Поиск можно посоветовать пожилым родителям, не особо разбирающимся в технологиях, чтобы нашли надежного помощника в ежедневных делах и при этом не подцепили в Сети лишнего.
— «Спутник» покажет новости и телепрограмму, подскажет курс валюты или прогноз погоды, контакты служб и организаций.
— Сервисы «Спутника» помогут лучше узнать район и город, найти полезные службы и организации вокруг дома и информацию о них.
— Сервис даст ответы на вопросы, связанные с государством, работой важных служб и учреждений, поможет найти официальную информацию и её источники.
— «Спутник» станет навигатором, например, подскажет ближайшую аптеку с необходимым препаратом, заправку с выгодной ценой на бензин, ветеринарную клинику или районные службы.
Иными словами, в поисковике собрана нужная и важная информация, которая будет полезна людям всех возрастов. Впрочем, ничего уникального. Сейчас уже есть много сервисов, которые выполняют аналогичные «Спутнику» функции. Наверное, единственное его удобство в том, что новый поисковик собирает все это в одном месте. С другой стороны, другие продукты, например 2gis, существуют на рынке уже много лет и наверняка превзойдут новичка по качеству и количеству информации. Кроме того, другие поисковые системы предлагают пользователям значительно больше дополнительных услуг и сервисов на главной странице, уступая «Спутнику» лишь в наличии рекламы, отсутствии информации о госуслугах и кнопке безопасного поиска на главной странице.
Впрочем, с последним также можно поспорить, поскольку Яндекс, Google и другие крупнейшие компании все-таки имеют встроенные инструменты защиты от нежелательного контента, пусть и не афишируют это столь явно. Да и в спутнике при желании легко можно найти материалы «для взрослых». При поисковом запросе «Голые девушки» и умеренной фильтрации контента страница картинок будет пестрить обнаженной натурой и, даже если выставить самые жесткие настройки, не окрепшей детской психике все-таки придется стать свидетелем пары голых грудей и девицы в непристойной позе.
Наверняка в будущем «Спутник» будет совершенствоваться и улучшаться. Возможно, со временем в нем появится почтовый сервис, информация о пробках, видео хостинг и музыкальный сервис. Ростелеком может даже запустить облачное хранилище и сделать фирменный браузер «заточенный» под работы со «Спутником», а кроме того, судя по вакансиям, скоро появятся мобильные приложения для Android и iOS. Вопрос в том, насколько все это будет пользоваться спросом и и сможет ли новая система занять хотя бы десять процентов на рынке поисковых услуг в России? Лично я не готов сменить Яндекс и Google на «Спутник», хотя бы потому, что контекстная реклама первого имеет шансы принести мне больше пользы, чем баннер материнского капиталла на треть страницы поисковой выдачи.