В рамках спецпроекта Samsung Galaxy Note8 редакция iguides рассказывает о бизнесменах и творческих людях, которые стараются добиваться большего и менять привычный ход вещей благодаря своему таланту, креативности и поддержке новых технологий. Наши первые герои — Антон Шаяхов и Дмитрий Афонин, которые бросили хорошие должности и отказались от высоких зарплат ради собственного бизнеса. Вместе они делают «Аутмаркетинг» — компанию, которая заменяет молодым предпринимателям дорогостоящий отдел маркетинга, помогает с выходом нового бизнеса на рынок и запуском продуктов.
Интервью с основателями «Аутмаркетинга»
Как сделать свой бизнес, не спустить
миллионы на ветер и выбрать правильный смартфон
ДИМА
Ага, обещали бы победить на Каннских львах, а в итоге просто делали бы очень дорогой и бесполезный ролик. В моей практике есть опыт, когда мы работали с одним британским агентством и они снимали нам видео за миллион долларов — еще по старому курсу, но тем не менее. Мы его сняли, запустили — и в итоге этот миллион мы просто спустили на ветер.
АНТОН
У меня в одной из компаний тоже был опыт, когда агентство с нашим роликом получило награду на Каннских Львах, а мы получили ноль клиентов. Агентство потом всем рассказывало, насколько креативной была маркетинговая стратегия, и как они все круто сделали, а мы на середине пути были вынуждены остановить рекламную кампанию, потому что она начала ухудшать отношение клиентов к бренду.
ДИМА
В итоге мы решили запустить агентство, которое не просто приходит к тебе чтобы сделать какой-то красивый пшик ради собственного кейса или победить на фестивале, а реально помогает молодому бизнесу с хорошим стартом. Предприниматель чаще всего так глубоко погружен в процесс, что ему сложно рассказать простым языком о своем продукте и донести это до покупателя. Предприниматели начинают сыпать терминами, деталями производственного процесса и все усложнять, а пользователю это вообще не надо. Пользователю надо просто сказать: «Этот продукт решит эту проблему». То есть, как делает условный Samsung, предлагая пользователю всегда включенный экран, на котором видны уведомления или Samsung Pay, которым можно платить в любом терминале и не париться. Вот и мы помогаем бизнесменам сделать так, чтобы польза от их продуктов была понятна клиенту, и чтобы клиентов этих становилось больше.
Экран Samsung Galaxy Note8 с диагональю 6.3 дюйма и соотношением сторон 18:9 позволяет удобно работать с двумя приложениями одновременно. Например, одну половину экрана может занимать почтовый клиент или мессенджер, вторую — календарь или документы. А если нужно, деление пространства между приложениями можно изменить и отдать более важной программе чуть больше места.
На самом деле аутсорсить
можно только самые непрофильные вещи.
АНТОН
Даже аутсорсинг маркетинга — это крайность. Когда у тебя есть деньги на то, чтобы содержать отдел внутри компании, это всегда круче. Мы честно говорим клиентам: «Чувак, это альтернатива». Мы стоим дешевле и круто справимся первое время, но сотрудники внутри компании все равно окажутся лучше. То есть можно аутсорсить бухгалтерию, какие-то юридические дела, техническую инфраструктуру, но свое основное дело и процессы, напрямую касающиеся продукта, нужно держать как можно ближе. Даже отдел продаж аутсорсить нельзя, потому что на стороне продавать — это тяжело.
ДИМА
У нас в «Кнопке» был опыт, когда мы пытались настроить работу отдела продаж на аутсорсе, но это так и не заработало. Даже если у сотрудников есть хорошая денежная мотивация, то мотивация глубоко разбираться в продукте все равно низкая.
АНТОН
Мы думаем, что все касающееся продукта никогда не должно уходить на сторону. Маркетинг можно поручить другой компании только пока ты сам еще ничего не понимаешь в этом. Люди чаще всего так и приходят к нам, когда нужно выйти на рынок или помочь с запуском нового продукта. Но со временем они должны сами накапливать компетенции и начинать все делать внутри компании.
ДИМА
Если говорить про наш опыт, к нам приходят ребята месяца на четыре, а потом мы передаем дела, и они начинают спокойно делать это у себя.
Какие еще были
варианты для бизнеса?
АНТОН
Когда мы только запускали Аутмаркетинг, у нас был второй вариант — школа маркетинга, в рамках которой мы хотели учить маркетологов внутри компаний. Но из-за того, что нужно получать лицензию на образовательные услуги, мы решили не делать это начальной и основной сферой деятельности.
ДИМА
Есть куча людей, которые нормально занимаются образованием без лицензий, но мы в силу своего опыта не можем пойти таким же путем и понимаем, что лицензию получать надо, как бы долго и сложно это ни было. В итоге мы все-таки мы пришли к запуску образовательного проекта. У нас уже была одна конференция, потом это переросло в интенсивный курс, а теперь мы делаем «Промокурс», чтобы более системно учить людей в онлайне.
АНТОН
Когда ты попадаешь в бизнес и начинаешь чем-то заниматься, тебе хочется делать все больше и больше. Мы уже что только не пробовали — даже сервис с футболками по подписке и биржу маркетологов. Если бы на все хватало времени, мы бы уже, наверное, 50 компаний запустили. Впрочем, нельзя сказать, что своя компания — это однозначно круче работы по найму. Когда мы с Димой начали делать бизнес, сразу потеряли в деньгах и обрели кучу проблем, но в то же время чувство собственного удовлетворения несоизмеримо выросло. У меня пока нет ответа, лучше ли стало все в жизни или нет, но душой я чувствую, что мы занимаемся правильным делом.
На самом деле надо говорить не как мы справляемся, а как пытаемся справляться.
АНТОН
За год работы агентства мы неплохо оптимизировали наши рабочие процессы, так что теперь даже думаем над тем, чтобы сделать из этого отдельный продукт. Каждый день в 10 утра в офисе у нас стендапы, на которых все должны присутствовать, а в 19 часов никого уже быть не должно, сотрудники должны идти домой. Мы не заставляем людей перерабатывать, и это хорошо помогает продуктивности. Если же говорить о процессах, мы пользуемся сервисом Asana для проектной работы, общаемся в Slack и пытаемся перейти на Station для объединения всех рабочих сервисов в одном окне. Еще для продуктивности мы каждый месяц проводим литературный клуб. Заставляем всех читать книгу, которая может нам улучшить процессы, потом мы собираемся и за какой-нибудь вкусной едой обсуждаем прочитанное, берем какие-то штуки и пытаемся наложить на наши процессы. И каждый раз после литературного клуба работа нашей в компании в чем-то улучшается.
Мы стараемся дистанцироваться от бездумной гонки за технологиями.
АНТОН
Раньше мы были техно-гиками, кайфовали от этого и даже вели IT-шоу «Профитроли» на iguides вместе со Стасом Жураковским из Русской службы новостей. А сейчас я чувствую, что это начинает мешать продуктивности. Смартфон занимает в жизни настолько много места, что вопрос продуктивности для нас стоит очень остро. Мы перестали гнаться за тем, чтобы попробовать как можно больше гаджетов, аксессуаров, приложений и сервисов, а вместо стали рационально и взвешенно подходить к выбору. Каким должен быть идеальный смартфон? Мне нравятся устройства, в котором передовые технологии гармонично сочетаются с возможностью быть эффективным и продуктивным в работе. А еще важна долгая жизнь заряда девайса.
Электронное перо S Pen в Samsung Galaxy Note8 позволяет моментально делать важные заметки на выключенном экране, удобнее добавлять к документам и макетам комментарии, правки и подписи, быстро строить интеллект-карты, делать наброски, рукописные записи, и многое другое, что помогает эффективной работе.
Узнайте больше на сайте
samsung.com/note8
С чего все начиналось?
АНТОН
Мы с Димой познакомились в 2007 году и так получилось, что постоянно сменяли друг друга в разных компания. Сначала мы работали в Екатеринбурге в «СКБ-Контур», потом там же начали делать стартап «Эльба», затем по очереди работали в Aviasales и «Кнопке». В общем, мы с ним всегда друг друга дублировали и всегда работали в маркетинге или смежных областях.
Как мы выбрали,
чем заниматься?
АНТОН
К нам часто приходили ребята и просили помочь что-нибудь сделать по маркетингу. Чаще всего было нужно не так уж много — предлагали разовую вечернюю работу, а не какой-то масштабный комплекс услуг. Это подтолкнуло нас к мысли, что новому бизнесу постоянно требуется небольшая помощь для старта. К тому же, пока мы с Димой работали по найму, всегда взаимодействовали с малым бизнесом и постоянно слышали офигенные истории как одни запускают ракеты, строят пароходы, дома или даже свечные заводики. Не важно, о каком именно бизнесе шла речь, но мы всегда с Димой смотрели на предпринимателей и думали: «Блин, какие они крутые! Как бы нам хотелось быть такими же»! Но уйти с работы и начать свое дело — это капец как страшно. Мне всегда было страшно, ну, и сейчас тоже страшно.
ДИМА
Когда работаешь с малым бизнесом и очень тесно общаешься с предпринимателями, становится еще страшнее запустить свой бизнес. Ты постоянно видишь этих ребят, видишь какие там бывают проблемы и сложности — и это все тебя останавливает. С одной стороны мы многих ребят знаем, которые вообще ничего не понимали в бизнесе, бухгалтерии, юристах — и таким людям всегда было проще. Они начинали что-то делать и только потом разбирались с проблемами и сложностями. А мы все понимали заранее, и это было останавливающим фактором: где попадем на налоги, где договорами надо все перекрыть, насколько трудно подключить эквайринг.
Для кого мы все это делаем?
АНТОН
Нам понадобилось очень много лет для того, чтобы перейти в свой бизнес. У нас были хорошие оплачиваемые работы, с хорошими жирными зарплатами, поэтому было очень трудно все бросить и решиться делать что-то свое. Но в 30 лет я все-таки понял, что готов к этому — и мы с Димой организовали Аутмаркетинг. Мы не долго думали, что делать и запустили маркетинговое агентство, которое аутсорсит малому и среднему бизнесу маркетинг, тем самым полностью заменяя такой отдел внутри компании. Чаще всего к нам приходят молодые бизнесы, которым нужно понять, что и как рассказывать о продукте своей аудитории. С этого мы начинаем, а дальше идет закупка рекламы, поисковые оптимизации, ведение соцсетей, рассылки, статьи, блоги. То есть предпринимателю не нужно на своей стороне со старта держать дорогостоящих маркетологов — мы все делаем за него и работаем по подписке. В среднем получается, что компаниям это обходится примерно в 3000 долларов в месяц.
Кем бы мы точно
не хотели быть?
АНТОН
Когда мы запускали «Аутмаркетинг», нам очень помог опыт работы как в маркетинге внутри компании, так и с агентствами. Мы точно понимали, что не будем работать так, чтобы к нам приходили клиенты, а мы садились с ними и говорили: «А давай мы тебе сделаем что-нибудь очень креативное»?